Многих родителей будущих первоклассников волнует вопрос: нужно ли подготавливать ребёнка к школе, или ему вполне хватит тех навыков, которые он получает в детском саду? На этот и другие вопросы отвечает Руденко Александр Иванович.
Сейчас значительно увеличилось количество детей, не посещающих детский сад в силу разных на то причин, и это количество неуклонно растёт из года в год. Учитывая этот фактор, в школах открываются подготовительные группы для детей, которые в скором времени станут первоклассниками. Детям, не посещавшим детские сады, особенно трудно быстро и безболезненно адаптироваться в школе. У них отсутствуют навыки общения с большим коллективом детей, они незнакомы с таким понятием, как режим школьного дня. Понятно, что далеко не у всех родителей есть достаточно много времени, чтобы самим подготовить ребёнка к школе. Подготовительные группы в школе - хорошее решение для деток, которые не ходили в детский сад. Эти дети нередко не умеют самостоятельно раздеться и одеться, завязать шнурки, застегнуть пуговицы, уложить книжки в рюкзак и многое другое. И это понятно, дети долгое время находились дома под неусыпным контролем родных им людей, которые в силу своей любви многое делали за них. Поэтому навыков нужной самостоятельности у таких деток, как правило, не очень много. В подготовительных группах с необходимыми навыками их знакомят опытные педагоги, и в первую очередь они снимают страх детей перед школой, создают ситуацию успеха в учебной деятельности. Формируют навыки мыслительной деятельности, развивают воображение, стремление к творчеству. Дети учатся работать и мыслить самостоятельно, знакомятся с таким понятием, как самоконтроль. На занятиях учитель создаёт ситуации, повышающую мотивацию детей.
Также родителям надо помнить, что у ребёнка шести лет своё специфическое мышление, и его обучение должно проходить в игровой форме. К тому же у ребёнка необходимо выработать навыки усидчивости и внимательности. С этими непростыми задачами справляются наши опытные педагоги. Отправив ребёнка в подготовительную группу, родители обеспечивают для него постепенную учебную нагрузку. А это, как правило, избавляет детей от сильных стрессов и ненужных переживаний.
Несколько лет тому назад по всей стране первоклассники обучались на базе детских садов, и это давало свои положительные результаты. Дети знакомились с режимом школы ещё, будучи в саду. Теперь эта практика ушла, и подготовительные группы открываются на базе общеобразовательных школ. Каждую среду в нашей школе работают две такие группы. Надо сказать, родители приводят детей в подготовительные группы довольно охотно. На сегодня в каждой группе занимаются по 25 человек, и это только в нашей школе. Дошколята занимаются увлечённо, с большим желанием и интересом. Обе группы работают с октября по март месяц включительно. Заниматься в них могут все дети, невзирая на регистрацию. Родители при желании могут присутствовать на занятиях и наблюдать насколько ребёнок быстро адаптируется к школьному режиму, также они имеют возможность увидеть проблемы, которые возможно есть у их детей и ранее не были ими замечены. Могут советоваться с учителями по тем или иным интересующим их вопросам.
Александр Иванович, что на Ваш взгляд и многолетний опыт необходимо сделать родителям, чтобы обучение их детей в школе проходило более успешно?
Прежде всего, надо понимать, что успех ребёнка - это максимальное раскрытие в нём тех способностей, которые в нём заложены природой. К тому же надо помнить, что успех невозможен без мотивации, т. е. родителям необходимо поддерживать интерес к учебной деятельности и создавать ситуацию успеха. Родителям надо помнить, что учителя заинтересованы в выявлении проблем у своих учеников и написания «дорожной карты» для совместной деятельности педагогов и родителей, чтобы вовремя решать все проблемы. Услуга школы по подготовке детей к учёбе предоставляется бесплатно. Но нелишним будет заметить, что родители должны понимать, подготовка детей - это большой и ответственный труд, он требует от школы немалых затрат в том числе и финансовых. Что-то, безусловно, берёт на себя школа, но она не может компенсировать абсолютно всё и в нужном объёме. Поэтому благотворительные взносы от родителей приветствуются, для этого в школе открыт благотворительный счёт. Родители делают это на добровольных началах. Подготовительные группы в этом учебном году ведут учителя: Крюкова Анастасия Дмитриевна и Барашкова Людмила Павловна. Кроме подачи основного материала они воспитывают в детях чувство доверия и уважения к учителям. У детей, посещающих такие группы, есть возможность поговорить со своими учителями, поделиться волнениями, страхами. Учителя многому успевают их научить, прежде чем те станут настоящими первоклассниками. И совсем необязательно, что эти дети придут учиться именно в нашу школу. Многие дети пойдут учиться в другие школы, которые находятся ближе к их месту жительства. Но шанс стать успешными учениками после обучения в таких группах у них увеличивается.
Хотелось бы также заострить внимание родителей на тех ошибках, которые они нередко допускают по отношению к своим детям. Первая и главная из них это то, что родители вешают на ребёнка «рюкзак» своих несбывшихся надежд и ожиданий. У них самих что-то, когда-то не исполнилось в школьной жизни, и когда подрастают их дети, они хотят воплотить в них те свои несбывшиеся мечты. Это в корне неправильный подход. У ребёнка могут быть свои мечты и стремления. Родители должны оказывать своим детям помощь, а не искать виновных в том, что их ребёнок не пошёл по их стопам и не воплотил в жизнь их мечту. У современных детей большие нагрузки, это учёба в школе, кружки и секции, олимпиады и соревнования. Детям не хватает элементарного отдыха, т. е. время, когда он сам решает, чем ему заняться: погулять, пошалить, пообщаться с друзьями. Главная задача родителей выстроить правильный режим дня ребёнка, который позволит ему эффективно учиться и полноценно отдыхать.
Не требовать от ребёнка постоянных достижений, призовых мест в олимпиадах и прочих успехов. Сегодня, имея финансовую возможность, многие нанимают кучу репетиторов и совсем не пытаются разобраться с обычной школьной программой сами. Перекладывают заботу о своих детях на чужие плечи. Мой совет родителям, особенно тем, чьи дети сейчас ходят в начальные классы, приложите усилия и занимайтесь детьми сами, помогайте им осваивать школьную программу. Я знаю, что большинство родителей могут это сделать сами. Чаще общайтесь с учителями, они всегда открыты к диалогам, всегда подскажут, посоветуют, научат. И тогда вы вместе со своими детьми будете получать радость от достигнутых в школе успехов. Получать радость оттого, что вы вместе со своим ребёнком успешно преодолели разного рода трудности. Поверьте, это принесёт вам колоссальное удовлетворение.
Есть такое понятие - «Правило трёх минут», которое позволит вам изменить к лучшему отношения с детьми. Суть правила: родитель всегда встречает своего ребёнка с радостью, так как обычно всем, чем хочет ребёнок с вами поделиться, он говорит в первые минуты встречи. Важно не упустить это время. Иногда несколько таких минут беседы значат для него, больше, чем целый день, проведённый вместе с родителями. Для взрослых достаточно, чтобы дети находились рядом, в поле их зрения, когда они идут в магазины или общаются по сотовому со своими знакомыми. А для ребёнка понятие «проводить время вместе» означает разговаривать с родителями, прижиматься к ним, слышать их добрые слова. Чувствовать, что в это время он для родителей важнее любых телефонных разговоров и домашних дел. Понятно, что не всегда у родителей есть возможность и время на совместную игру или прогулку с детьми, но если вы вместе с ребёнком, то уделите ему максимум своего внимания, делайте то, что он вас просит в данный отрезок времени. Не надо навязывать ему свои варианты вашего общения, спросите, что хочет ребёнок.
В заключение нашей беседы я хочу пожелать всем родителям и будущим первоклассникам, чтобы их «школьный путь» был интересным и успешным.