Окончила МПГУ, факультет психологии, специальность психолог системы образования. Член ассоциации экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов, в настоящее время обучается в GLE-International экзистенциальному анализу по программе экзистенциальный консультант и психотерапевт. Педагог-психолог высшей категории. В 2012 г. награждена Почётной грамотой Министерства образования М.О., а также Грамотами Управления народного образования Администрации г. Дубны.
Три года работала в средней школе №7, с 2000 г. работает в гимназии №3. Десять лет в летнее время года работала руководителем городского оздоровительного лагеря для детей и подростков, на базе третьей школы, также сотрудничая с МОСГОРТУРОМ — организатором детского отдыха, работала руководителем смены в летнем оздоровительном лагере в Крыму.
3. Наталья Юрьевна, немногие родители хорошо знакомы с работой школьного психолога. В чём заключается Ваша работа в школе? Расскажите о ней.
В первую очередь деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического и социального здоровья, и благополучия обучающихся. Вся работа школьного психолога идёт по нескольким основным направлениям: диагностическая деятельность, психологическое консультирование, психопрофилактическая, психокоррекционная, просветительская деятельность, а также самообразование. И конечно, учитывая, что в школе обучается более 600 учащихся, подробно останавливаться на всех видах деятельности практически невозможно. Например, есть ряд диагностических обследований, которые решением городского методического объединения педагогов-психологов Дубны проводятся во всех школах города. Остальные обследования проводятся только по социальному запросу администрации гимназии, классных руководителей и родителей учащихся.
Моими приоритетными направлениями деятельности являются консультативная и просветительская работа. Если говорить о консультативной деятельности, то основной контингент моих слушателей - это учителя, учащиеся и их родители. Большинство запросов связаны с проблемами межличностного общения, особенностями семейного воспитания, нарушениями отношений между родителями и детьми, трудностями в общении со сверстниками. У многих учащихся присутсвуют эмоционально-поведенческие трудности: неуверенность в себе, агрессия, тревожность, демонстративность и т. д. Сюда же можно отнести трудности в обучении, низкая учебная мотивация. Поэтому в своей просветительской работе, выступая на родительских собраниях, лекциях, педагогических советах, городских и региональных методических семинарах я затрагиваю все перечисленные темы, делюсь своим опытом, провожу тренинги для родителей и детей.
4. Что Вы считаете самым сложным в работе педагога-психолога?
Основной трудностью до сих пор является то, что родителям, которым действительно необходима психологическая помощь и поддержка, неохотно обращаются к школьному психологу. Это в первую очередь связано со страхом огласки имеющихся проблем, которые реально существуют, но бороться с ними нет сил, мужества, терпения, достаточных знаний в вопросах воспитания и правильного взаимодействия с ребёнком.
5. Что Вы, как педагог-психолог можете порекомендовать родителям учащихся?
Самое главное, что родители могут подарить своему ребёнку — это своё внимание. Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы и помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребёнок увидит ваш искренний интерес к его делам и проблемам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чём ему нужна ваша помощь, о чём следует поговорить с учителем, что реально происходит с ребёнком.
И хочу добавить, что 20 лет назад обучение было нацелено на результат, а цель современного образования - получение знаний в процессе. В случае если ребёнок включён в процесс в школе и дома, и никто не «отбивает руки» фразами: «Ты не так сделал», «Не правильно», «Переделай», «А что так не аккуратно?», «Опять ошибки» и т. д., разве ребёнок будет развиваться правильно, разве будет формироваться и укрепляться учебная мотивация? Все эти фразы про результат, а важен процесс, соответственно, обращаясь к детям лучше спрашивать: «А как тебе было с этим?», «Что сегодня было интересного в школе на уроках?», «Что тебе понравилось больше всего?», «Как думаешь, эти ошибки можно исправить?». Если мы хотим увидеть в будущем наших детей успешными, мотивированными, с хорошей самооценкой, с креативным мышлением и горящими глазами, то ориентироваться надо на процесс, и в общении с детьми помнить о трёх важнейших предпосылках:
1. Ребёнка надо видеть и замечать, интересоваться всем, что с ним происходит.
2. Справедливо оценивать без критики и давления.
3. Ценить и принимать собственного ребёнка таким, какой он есть.
6. Наталья Юрьевна, работа педагога-психолога требует большой самоотдачи, повышенного внимания к проблемам и тревогам других людей, Как Вы расслабляетесь после напряжённого трудового дня?
Я увлекаюсь музыкой и спортом, играю на фортепиано, пою в караоке, 25 лет своей жизни занимаюсь фитнесом, это моё хобби, возможность расслабляться.