Президенту Российской Федерации Путину В.В.
Губернатору Московской области Воробьеву А.Ю.
В Следственный комитет России Бастрыкину А.И.
Генеральному прокурору Российской Федерации Краснову И.В.
Председателю Счетной палаты Российской Федерации Ковальчуку Б.Ю.
Министру природных ресурсов и экологии РФ Козлову А.А.
Министру экологии и природопользования Московской области Бида П.А.
Министру благоустройства Московской области Хайкину М.В.
ОБРАЩЕНИЕ ПО ВОПРОСУ СОХРАНЕНИЯ ЧЕРНОРЕЧЕНСКОГО ЛЕСА В ЕСТЕСТВЕННОМ СОСТОЯНИИ в г.о. Дубна Московской области
В рамках реализации государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды на 2023-2030 годы» (Постановление Правительства Московской области от 11.10.2022 г №1091/35 (ред. от 20.06.2024г.) в 2025-2026 годах планируется произвести благоустройство на территории в 64 га с кадастровым номером 50:40:0000000:5058 (Чернореченский лес), на которое планируется потратить ~ 1 млрд. рублей, в том числе 156 млн. рублей за счет муниципального бюджета.
Чернореченский лес в Дубне на протяжении многих десятилетий выполняет прежде всего защитную функцию в качестве санитарно-защитной зоны исследовательского ядерного реактора ИБР-2 Объединенного института ядерных исследований, а также рекреационную - для жителей города.
По лесохозяйственному регламенту городских лесов, расположенных на землях города Дубна (утвержден постановлением Администрации города Дубны Московской области от 28.03.2018г. № 108ПА-230 сроком на 10 лет) все лесные массивы имеют целевое назначение – Городские леса и относятся к защитным лесам 1 категории.
На территории городского округа Дубна в последние годы и так ведется массовая рубка – гектары лесного массива вырубаются под строительство объектов в правобережной части Особой экономической зоны «Дубна». Из-за непродуманных градостроительных решений, готовится вырубка сосен для размещения детской поликлиники и подстанции скорой помощи на участках с кадастровыми номерами 50:40:0020111:3119 и 50:40:0020706:311, при том, что в г.о. Дубна имеются места, где эти объекты можно разместить без вырубки. Город стремительно теряет свое «зеленое богатство». Каждое дерево имеет колоссальное значение для удержания болотистой геоподосновы города.
По информации из ГИС РГИС МО в данном лесу зафиксированы места обитания (произрастания) 19-ти охраняемых видов флоры и фауны, занесенных в Красную книгу Московской области (Ответ Министерства экологии и природопользования от 15.11.2024 на запрос от 15.11.2024 № P001-2791647301-91445258), а также находится уникальная экосистема «Тяпкино болото» и исток речки Черная.
Вместе с тем, эту территорию города можно считать историческим ядром, которое состоит не только из зданий, но и лесных массивов, которые со времен основания города бережно сохранялись всеми руководителями и жителями города, ОИЯИ и других градообразующих предприятий. Пик Тяпкина такой же исторический объект, как и площадь Мира или набережная Волги.
Просеки лесных массивов все годы поддерживаются в удовлетворительном состоянии, летом расчищаются от упавших деревьев и веток. Лес абсолютно чистый, без мелкого сорного подроста, благоприятен и удобен для отдыха людей всех возрастов и во все времена года.
Строгий запрет на въезд автомототехники в лесной массив (кроме спецтехники и автомашин лесоохраны) позволяет все годы сохранять грунтовые дорожки и лесные пространства под вековыми соснами в естественном состоянии. Здесь занимаются лыжным спортом, спортивным ориентированием, школьники приходят на уроки природоведения, биологии, экологии, проводятся занятия школы туризма для подростков, а также многие поколения дубненцев собирают ягоды, грибы, лекарственные травы и просто наслаждаются прогулками по красивому лесу.
В настоящее время Чернореченскому лесу нужны только природоохранные мероприятия, уход и ограниченное благоустройство существующих пешеходных дорожек, усовершенствование лыжной трассы и помещений для лыжной секции спортивной школы «Дубна», обновление, где это необходимо, существующего освещения.
Вместо этого, для «освоения» миллиарда бюджетных средств, согласно уже существующему техническому заданию по разработке архитектурно-планировочной концепции и проекта благоустройства лесопарковой зоны вблизи ул. Лесная планируется размещение на общей площади 13,6 га: МАФов, входных групп, кафе, фотозон, беседок, веранд, мангальных зон, многофункциональных зданий, парковок, километров инженерных сетей, проезжих частей и дорожек с разным твердым покрытием для машин. Задействование такой площади в лесу под указанные объекты неизбежно приведет к массовой вырубке.
Уверены, что все это не добавит комфорта, а нанесет серьезный и необратимый экологический урон природе, потребует спила множества здоровых деревьев и жёсткого выравнивания почвы вместе с корнями, что повлечёт за собой уничтожение естественного лесного ландшафта, усугубит проблему накопления мусора, превратит умиротворенный лес в шумный перегруженный парк. Городу нужен просто лес, а не многофункциональный парк.
При этом, техническое задание к разработке архитектурно-планировочной концепции и благоустройства леса не обсуждалось ни с депутатским корпусом, ни с жителями города и принято Администрацией г.о. Дубна единолично, и держалось в секрете от всех несколько месяцев. Статья 69.2. Формы общественного участия в благоустройстве объектов и элементов благоустройства дополнительно включена с 4 августа 2018 года Законом Московской области от 18 июля 2018 года № 127/2018-ОЗ и гласит: «Все решения по благоустройству территорий должны приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующих территорий. Формами общественного участия в благоустройстве территорий муниципальных образований являются общественные обсуждения и общественный контроль. Общественный контроль в области благоустройства осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации и Московской области об обеспечении открытости информации и общественном контроле в области благоустройства.»
Стоит отметить, что все виды благоустройства в 2024 году в нашем городе, вызывали множество нареканий, замечаний от жителей и привели к снижению уровня доверия к исполнительной власти регионального и муниципального уровней из-за непродуманности, завышенных смет на все изделия и виды работ, плохое качество работ и отсутствие диалога с жителями и общественного контроля.
Считаем, что во время проведения СВО, особенно необходимо беречь и эффективно использовать каждый рубль из бюджета страны, поэтому миллиардные затраты в городе на локальное «благоустройство» с огромными, раздутыми сметами и сомнительным результатом, который вызывают отторжение у населения, не соответствует элементарной порядочности и разумности.
В г. Дубне кроме «благоустройства» Чернореченского леса по программе «Формирование современной комфортной городской среды на 2023-2030 годы», проводится или будет проводиться «благоустройство» со следующими затратами:
- Благоустройство пешеходной зоны ул. Центральная в г. Дубне - 301,5 млн. руб. В результате реализации проекта по закатыванию в плитку и асфальт, уменьшилось количество озеленения, парковок, в проекте не была предусмотрена дренажная канализация в результате затапливает прилегающие улицы;
- Благоустройство пешеходной зоны у ДК «Октябрь» - 253 млн. рублей;
- Пешеходная зона в сквере им. П.А. Журавлева – 168,8 млн. рублей;
- Парк Авиастроителей - 521, 6 млн. рублей;
- Под размещение сезонного (временного) катка уничтожен газон на Молодежной поляне в исторической части города ~ 50 млн. рублей.
- Также в этом году в рамках «благоустройства» проводились работы за сотни миллионов рублей по «обустройству веломаршрута «Дубненская кругосветка», в результате которых без проведения историко-культурного экспертизы, бульдозером прокладывалась трасса по объекту культурного наследия – достопримечательному месту «Историко-ландшафтная заповедная территория «Ратминская стрелка», в том числе по памятнику археологии федерального значения «Городище Дубна XII-XIII вв.». Нанесенный ущерб еще только предстоит оценить.
Всего за один 2024 год слово «благоустройство» в Дубне стало носить негативный характер, ассоциирующийся с колоссальными затратами, низким качеством работ и нанесением большого сопутствующего ущерба городу, его истории и природе.
Мы, нижеподписавшиеся жители Дубны, считаем, что средства федерального, регионального и местного бюджета расходуются крайне неэффективно. Миллиарды рублей в Дубне направляются на «благоустройство», тогда как в городе не решены базовые задачи:
- не создана централизованная система сбора, отвода ливневых и грунтовых вод от зданий и с дорог (затапливают подвалы многоквартирных домов и домов частного сектора, подтапливаются автодороги тротуары), существующая система водоотводных канав на грани исчезновения;
- изношены и требуют реконструкции городские водозаборы и фильтровальные станции, требуют замены многие километры водопроводных сетей и водоотведения;
- изношены тепловые сети (процент износа ~70 %);
- не подведены необходимые инженерные коммуникации на земельные участки, выделенные многодетным семьям;
- не проведены ремонты существующих школ, детских садов и нет строительства уже необходимой городу новой школы.
Мы, нижеподписавшиеся жители Дубны, требуем
Правительству Московской области и органам местного самоуправления г.о. Дубна исключить из государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды на 2023-2030 годы» (Постановление Правительства Московской области от 11.10.2022 г №1091/35 (ред. от 20.06.2024г.) благоустройство Чернореченского леса (территории в 64 га с кадастровым номером 50:40:0000000:5058).
Остановить все начатые работы по благоустройству, включая разработку исходной документации и проектирование.
Отменить существующие техническое задание по разработке архитектурно-планировочной концепции и проекта благоустройства лесопарковой зоны Чернореченского леса, разработанное МБУ «Дирекция развития наукограда Дубна». Любые работы, связанные с благоустройством природных территорий проводить только после экологической оценки последствий и общественного обсуждения.
Надзорным и правоохранительным органам провести проверку обоснованности стоимости проектов благоустройства на территории городского округа Дубна, проводимых в 2024 году и планируемых на следующие годы в рамках государственной программы «Формирование современной комфортной городской среды на 2023-2030 годы», провести проверку качества уже выполненных работ, проверить на аффилированность региональных и муниципальных должностных лиц, участвовавших в реализации данной государственной программы с исполнителями работ.
Администрации г.о. Дубна совместно с Правительством Московской области провести в 2025-2027 годах экологическую экспертизу всех природных территорий г.о. Дубна Московской области, независимо от форм собственности, включая лесные массивы для определения экологической ценности и соответствия их критериям включения в особо охраняемые природные территории.
Провести общественное обсуждение различных вариантов улучшения состояния всех естественных лесных массивов городского округа Дубна с привлечением экспертов (экологов, работников лесного хозяйства, представителей общественных организаций и общественности, юристов). На основании обсуждения разработать план природоохранных мероприятий для поддержания состояния лесного массива в естественном виде без кардинального вмешательства в экологию (расчистка буреломов, удаление больных и сухих деревьев, восстановление грунтовых покрытий просек, обновление ирригационных канав, уборка мусора, меры по обеспечению запрета въезда автомототехники на земли лесфонда).
Направлять средства федерального, регионального и муниципального бюджета в первую очередь на решения задач, связанных с реконструкцией инженерной и дорожной инфраструктуры города, ремонт учреждений образования и культуры, повышение зарплат учителям, воспитателям, работникам сферы культуры, медикам и другим категориям бюджетной сферы.
Администрации г.о. Дубна обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти за принятием решения о выделении особо защитных участков Чернореченского леса с целью сохранения реликтовых и эндемичных растений, произрастающих на территории леса, а также нескольких видов фауны, ареалом обитания которых является этот лес.
Обращаем внимание, что на особо защитных участках лесов в соответствии со ст. ст. 21, 21.1 ЛК РФ, Распоряжением Правительства РФ от 23 апреля 2022 г. N 999-р и Распоряжением Правительства РФ от 30 апреля 2022 г. N 1084-р, не разрешено возведение любых капитальных и некапитальных рекреационных объектов.
Особое внимание обращаем, что ст. 260.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за умышленные уничтожение или повреждение особо ценных растений, грибов, мест обитания редких насекомых, птиц, животных принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, Московской области, а принятие управленческих решений, допускающих такое уничтожение, может повлечь ответственность за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств и (или) злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий.
Адреса, где будет текст обращения с подписными листами:
- "Пиццерони" ул. Центральная, 7а, с 11:00 до 23:00,
- "Пиццерони" просп. Боголюбова, дом 19а, с 11:00 до 23:00,
- "Пиццерони" ул. Вавилова, дом 9/16, с 11:00 до 23:00.
- Кофейня "La Bicicleta" (Бисиклетта) пристр-ка к ТЦ "Ашан", 2-й эт., Боголюбова, 14,
- Кафе «Кондитерское» у вокзала Дубна с 10:00 до 21:00,
- Магазин дверей "Десятка", проспект Боголюбова, 20 с 10:00 до 19:00.
Адреса будут дополняться.
Первая контрольная точка по подсчету подписей и обращений - 1 декабря.
Вторая контрольная точка – 8 декабря.