Несмотря на то, что тики обычно лечат медикаментозно, растет количество исследований, поддерживающих поведенческие методы лечения, в частности, психотерапия, комплексное поведенческое вмешательство и тренинг замены привычек.
Тренинг замены привычек является одним из наиболее изучаемых поведенческих способов управления тиками. Он состоит из двух основных компонентов:
- тренинг осознания тиков, обучающий пациентов лучше осознавать свои тики и распознавать ранние признаки, предшествующие возникновению тика
- тренировки конкурирующего ответа, обучающие пациентов выполнять произвольные движения, несовместимы с определенным типом тика
Например, если у ребенка с синдромом Туретта есть тик, включающий потирание головы, новым поведением для него может быть возложение рук на колени или скрещивание рук так, чтобы потирание головы не происходило.
Комплексное поведенческое вмешательство базируется главным образом на тренинге замены привычек, а также включает тренинг релаксации и функциональное вмешательство для выявления и смягчения ситуаций, которые могут усугубить тяжесть тиков.
Тренировка релаксации. Опираясь на тренинг осознания тиков, дети и подростки изучают и применяют упражнения на расслабление и дыхание, когда замечают побуждение к тику.
Вмешательства, основанные на функциональном анализе поведения. Детей поощряют и хвалят за адаптацию новых навыков к повседневной жизни дома, в школе или в других общественных местах.
При комплексном поведенческом вмешательстве психотерапевт работает с ребенком и его родителями, чтобы лучше понять типы тиков, которые он имеет, и понять ситуации, в которых тики значительно ухудшаются.
Чтобы эта форма терапии была успешной, ребенок должен не только посещать терапевтические занятия, но и выполнять домашние задания и практиковаться дома. Поэтому поддержка и поощрение родителей и всех близких ребенку с синдромом Туретта и хроническими тиковыми расстройствами является важным компонентом лечения.
Данные исследований показывают, что 87% участников, улучшивших свою жизнь с помощью комплексного поведенческого вмешательства, продолжали чувствовать себя хорошо через шесть месяцев после лечения.
Следует помнить, что поведение вмешательства не является лечением; это стратегия управления. Дети и подростки изучают набор навыков управления, которые могут применяться на протяжении всей жизни при необходимости.