С участием ученых из Дубны в Приэльбрусье открыт новый вид экстремофильных бактерий

Ученые из Объединенного института ядерных исследований совместно с коллегами из Института ядерных исследований РАН выделили из подземных вод в неиспользуемой части штольни Баксанской нейтринной обсерватории ИЯИ РАН новый вид экстремофильных бактерий.

Вид способен выдерживать высокие концентрации тяжелых металлов и расти, используя в качестве источника углерода C1-соединения. В перспективе этот вид бактерий может быть использован для очистки почв и сточных вод от тяжелых металлов, а также для наработки биомассы на дешевом источнике углерода — метаноле.

В ходе двух экспедиций в Баксанскую нейтринную обсерваторию Института ядерных исследований Российской академии наук (БНО ИЯИ РАН) биологи из Сектора молекулярной генетики клетки Лаборатории ядерных проблем им. В. П. Джелепова Объединенного института ядерных исследований (СМГК ЛЯП ОИЯИ) взяли пробы воды и в замороженном виде привезли образцы в ОИЯИ.

Часть воды, содержащей микроорганизмы, была отдана на химический анализ, а часть перенесена на твердую питательную среду, в результате чего на ней выросли колонии бактерий. Эти бактерии были размножены и использованы для дальнейшего анализа: было произведено полногеномное секвенирование последовательности ДНК бактерии, проведены биохимические и хемотаксономические тесты, оценена ее способность расти при высокой концентрации тяжелых металлов и использовать метанол в качестве источника углерода.

“Мы узнали о горячем источнике в БНО, когда исследовали в специальной низкофоновой лаборатории ИЯИ РАН влияние снижения естественного радиационного фона на модельные организмы, — говорит Кирилл Тарасов, биоинформатик СМГК ЛЯП ОИЯИ. — И задались вопросом, можно ли выделить из этой воды что-то новое, интересное?”

В результате исследования бактерия была отнесена к новому виду Cytobacillus pseudoceanisediminis. В геноме бактерии обнаружено большое количество генов, ответственных за металлорезистентность. Посев на среды, содержащие линейку концентраций четырех типов металлов: кадмий, цинк, свинец, медь, — позволил определить максимальные концентрации этих металлов, при которых бактерия способна жить. Оказалось, что бактерия стоит в ряду самых устойчивых к воздействию свинца микроорганизмов, которые известны на сегодняшний день.

В дальнейшем ученые планируют более детально изучить возможность очистки воды и почв от тяжелых металлов с помощью уже выделенной бактерии.

Коллектив ученых ЛНФ ОИЯИ (слева направо): Марина Фронтасьева, Инга Зиньковская, Никита Юшин, Александра Пешкова и Дмитрий Гроздов
08.02.2024 | 17:11    386
В Республике Казахстан, а именно на территориях Каркаралинского национального парка и села Акжарык Карагандинской области, учеными Лаборатории нейтронной физики ОИЯИ впервые были проведены исследования по выявлению антропогенных и геогенных загрязнений...
26.02.2024 | 16:53    375
25 — 28 февраля в городе Варадеро, Республика Куба, проходит Международная школа по ядерным методам и прикладным исследованиям в области экологии, материаловедения и наук о жизни (NUMAR-2024), организованная Объединенным институтом ядерных исследований и...
16.02.2024 | 19:53    522
На озере Байкал с 16 февраля 2024 года начала свою работу очередная экспедиция по строительству глубоководного нейтринного телескопа кубокилометрового масштаба Baikal-GVD.