Зачем на предприятии в подмосковной Дубне «облучают» специи?

На полках магазинов есть продукты, специально обработанные радиацией. Многие задаются вопросами: для чего это делают и насколько подобная еда безопасна?

На предприятии "Центр стерилизации и электронно-лучевой обработки" в Дубне «облучают» специи. Работники не носят особых средств защиты, и вообще, все выглядит так, будто это самый обычный склад. Только электронное табло вместо времени показывает текущий уровень радиации. Для людей здесь безопасно. А вот там, куда по конвейеру уезжают продукты, все живое умирает, чтобы специи дольше хранились и без нагревания, которое могло бы уничтожить их аромат.

Юлия Дорошко, директор по лабораторным сервисам:

«Не меняется вкус, не меняется ароматика, не разрушаются витамины, аминокислоты. Они все остаются в продукте, потому что как раз пучок ускоренных электронов направлен именно на разрушение живой клетки. А живая клетка — это как раз только микроорганизмы, которые находятся в этом продукте».

Генератор радиации (линейный ускоритель электронов) спрятан за толстыми бетонными стенами. Согласно российским стандартам, мощность потока электронов для продуктов не должна превышать 10 мегаэлектронвольт. Но в реальности для нужного эффекта требуется куда меньше. И, конечно, продукт после такого ничего не излучает сам.

Программа «Чудо техники» проверила эффективность такого «очищения». Для этого грязными, очень грязными руками налепили пельменей, пренебрегая всеми возможными нормами, часть этой партии сдали на облучение.

Надежда Раева, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора по Московской области:

«В необработанных пельменях у нас получилось 64 тысячи микроорганизмов. В то же время в образце в обработанных пельменях у нас всего 100 колоний микроорганизмов. В 640 раз меньше, чем в необработанных».

То есть «мирный атом» работает. Кстати, с его помощью ученые из Китая сейчас пробуют снижать также аллергенность продуктов. Продвижению технологии, конечно, мешает традиционный страх — радиофобия, но открытость данных об измерениях и анализах обработанных продуктов рано или поздно решит эту проблему. Правильно примененная радиация будет надежно оберегать вкус и безопасность наших продуктов.

Кстати, с помощью той же технологии продукты не только дезинфицируют, но и замедляют созревание бананов, манго и папайи. Еще раз: после облучения продукты не испускают никаких радиоактивных частиц, но из уважения к покупателю о самом факте такой обработки должна рассказать этикетка. За рубежом есть специальный значок, у нас надо писать текстом, что продукция «обработана с использованием ионизирующего излучения».

В российских супермаркетах на упаковках с чаем, специями, замороженными полуфабрикатами, мясом и морепродуктам такой маркировки нет. Возможно, не все производители до конца откровенны. Впрочем, скрываться им осталось недолго. Уже разрабатывается методика, которая позволит контролирующим органам выявлять такую продукцию. Конечно, никому не хочется пугать потребителей, ведь радиация традиционно ассоциируется с чем-то нехорошим, например, с последствиями чернобыльской аварии, которые до сих пор иногда обнаруживаются в продуктах.

Радионуклиды из почвы проникают, например, в грибы и ягоды. В Роспотребнадзоре говорят, что вероятность встретить фонящий продукт есть, но она крайне мала.

Ольга Фомичёва, советник отдела организации надзора по гигиене питания и контроля за продукцией в обороте Управления санитарного надзора Роспотребнадзора:

«Выявлялись единичные случаи обнаружения радиоактивного цезия в пищевых продуктах. По итогам 2021 года удельный вес несоответствующих проб составил 0,4%. И эти пробы, как правило, выявляются в Брянской и Калужской областях. Это как раз территории, попавшие под зону влияния радиоактивных аварий».

А если в регионе еще есть и атомная электростанция? Программа «Живая еда» изучила грибы собранные в одном из лесов Смоленской области, недалеко от Десногорской АЭС. Посылку со всеми мерами предосторожности вскрывали вместе с экологом Иваном Калининым, который вооружен профессиональным счетчиком Гейгера. Опасности не оказалось.

Но даже профессиональный прибор покажет лишь внешнюю картину, а о том, что внутри продуктов, расскажет только лабораторный анализ, который провели специалисты Роспотребнадзора. Ничего опасного в смоленских грибах не нашли. И это неудивительно, ведь нормально работающая АЭС не испускает наружу никакой радиации, превышающей ту, которая естественна для всего на Земле.

Ученые ради смеха даже ввели понятие «банановый эквивалент», в котором выражают содержание в продуктах распадающихся изотопов. Они есть везде, и это нормально. Различные исследования показали, что бананы содержат в том числе и радиоактивные калий-40, но в малых количествах. В одном банане — около 0,1 микрозиверта. Абсолютно летальны для человека 5 зивертов, то есть 50 миллионов бананов, причем съеденных за один присест.

27.03.2024 | 15:52    394
Делегация Группы компаний «ТЕНЗОР» под руководством генерального директора ПАО «ТЕНЗОР» Виктора Голубева приняла участие в Международном форуме «Атомэкспо-2024» в Сочи.
22.03.2024 | 19:16    1949
В ходе реализации оперативных материалов сотрудники наркоконтроля МВД «Конаковский» совместно с коллегами из областного УМВД задержали 35-летнего конаковца по подозрению в сбыте наркотиков.
25.03.2024 | 09:13    683
Второкурсница Института системного анализа и управления (ИСАУ) Университета «Дубна» Ольга Латунова в свои 19 лет - действующая чемпионка России по практической стрельбе (в огнестрельной дисциплине).