В учебном процессе кафедры теория сочетается с лабораторной работой и практикой на предприятиях Дубны, в том числе практикумы проводятся в лабораториях ОИЯИ на действующих экспериментальных и производственных установках. В результате «на выходе» получается готовый к рабочему процессу специалист.
«Мы, прежде всего, учим студентов теоретическим основам: это математика, физика, английский язык, потом у нас происходит специализация, и она обычно тесно связана с той практикой, которую они проходят. Это реальные физические установки на ускорителях, на реакторах в ОИЯИ», — комментирует заведующий кафедрой, начальник научно-экспериментального отдела физики тяжелых ионов ЛФВЭ ОИЯИ, д. ф.-м. н. Александр Иванович Малахов.
В учебный план кафедры вошли программы по физике и технике ускорителей, приборам и методам регистрации элементарных частиц, квантовой электронике, микропроцессорным системам.
«Электроника и автоматизация, которые изучают студенты, сейчас востребованы во всех областях нашей жизни. Это передовое направление, в котором применяется самая современная техника, что означает возможность участия в экспериментах в таких крупных центрах, как ЦЕРН. У нас в ОИЯИ также создаются передовые установки: коллайдер NICA, Фабрика сверхтяжелых элементов», — добавил Александр Малахов.
Чтобы еще активнее привлечь ребят к работе на реальных установках, на кафедре задумались о возможности создать т. н. «молодежный канал», целиком предназначенный для пользования студентами.
«Идея состоит в том, чтобы создать специальный канал частиц, который будет оборудован приборами, созданными студентами. Это должен быть реальный канал для работы наших студентов по созданию детекторов, проверке и получению физической информации. На этом канале можно было бы пройти все этапы и полностью освоить весь комплекс работ», — рассказал завкафедрой.
Такой подход позволяет студентам научиться работать руками и, используя теоретические знания, выполнять конкретную работу по созданию различных счетчиков, блоков электроники для установок, проводить испытания. Позже, с приобретением необходимых навыков, ребята смогут участвовать в работах на пучках ускорителя и, получив результаты эксперимента, анализировать и обрабатывать данные.