ФГБУ «Канал имени Москвы» чтит память своих строителей

Краеведение     68     0     вт, 31.10.2017 - 10:07
Редакция
+1
-1

: 0

‘за’

0

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, работники ФГБУ «Канал имени Москвы» и представители краеведческого общества «Москва-Волга» возложили цветы на местах массовых захоронений строителей Канала, погибших в 1930-е гг. от невыносимых условий труда и репрессий. Только по приблизительным данным, на участке 128 км от Дубны до Тушина умерли и были расстреляны около 30 тысяч человек – узники Дмитлага и вольнонаемные каналоармейцы.

«Канал имени Москвы имеет свою трагическую историю. Как и большинство грандиозных строек советской эпохи, он был омыт потом и кровью тысяч людей. 80 лет назад они стояли за каждым камнем, вынутым из земли, за каждым шлюзом и механизмом. Мы чтим память строителей Канала и надеемся, что их подвиг не будет предан забвению», – говорит руководитель ФГБУ «Канал имени Москвы» Герман Елянюшкин.

Специально для возведения Канала 14 сентября 1932 года был организован Дмитровский исправительно-трудовой лагерь (Дмитлаг), ставший тогда крупнейшим лагерным формированием СССР. Управление лагеря расположилось в Дмитрове в Борисоглебском монастыре. Инженерный состав и вольнонаемные жили, в основном, в городе, а лагеря с заключенными расположились вдоль всей трассы Канала.

В Дмитлаг прибыли заключенные из-под Ленинграда и из Средней Азии, Темниковских и Вишерских лагерей, Саровского исправительно-трудового лагеря и из Сибири. На 1 апреля 1935 года в лагере содержались 195648 человек. Невыносимые условия труда и проживания, скудная пища, болезни и репрессии – вот что ждало участников «великой стройки второй сталинской пятилетки».

После ввода Канала в эксплуатацию летом 1937 года 55000 человек были освобождены досрочно, остальных перевели в другие лагеря.

За время существования Дмитлага с 14 сентября 1932 года по 31 января 1938 года, только по официальным данным, погибли 22842 человека. Эти данные не учитывают расстрелянных в ходе строительства Канала и после его окончания. Очень много каналоармейцев были арестованы и казнены в 1937 году уже на заключительном этапе строительства. Их обвинили в организации государственного переворота силами заключенных. Среди погибших – руководители строительства, архитекторы, инженеры и простые рабочие.

Умерших строителей Канала хоронили непосредственно на стройплощадке вдоль трассы. На печально известном Бутовском полигоне с 08 августа 1937 года по 19 октября 1938 года были расстреляны и захоронены по меньшей мере 2500 каналоармейцев – вольнонаемных и заключенных. Более 300 человек погребены на Донском кладбище.

Почтить память строителей Канала можно у мемориалов в Москве и Подмосковье. Это расстрельные курганы Бутовского полигона и захоронения на Донском кладбище, а также поклонный крест на братской могиле каналоармейцев в 1,5 км от поселка Темпы, стальной 13-метровый крест на западном берегу Канала у Дмитрова и памятник в районе ГЭС-191 в Дубне.


Справочно

15 июня 1931 года Пленум ЦК ВКП(б) постановил: «...коренным образом разрешить задачу обводнения Москвы-реки путем соединения ее с верховьем реки Волги». Трасса должна была пройти по кратчайшему пути между реками Волгой и Москвой. Согласно проекту, длина Канала составляла 128 км, а глубина – 12 м. 3 сентября 1932 года началось строительство.

К весне 1937 года было вынуто 151,4 млн куб. м земли, 56 млн куб. м гравия, песка и глины. Уложено 3,11 млн куб. м бетона и железобетона. Почти 6,5 млн кв. м откосов Канала было укреплено камнем (это сопоставимо с размерами небольшой европейской страны). Для сооружения Канала потребовалось 35 тыс. тонн металлоконструкций, 2,35 млн куб. м лесоматериалов, 850 тыс. тонн цемента, около 7 млн куб. м камня и гравия, 110 млн штук кирпича. На стройке работали 170 экскаваторов, 1600 автомобилей, 275 тракторов, 150 паровозов, 225 мотовозов, 2113 железнодорожных платформ, 240 бетономешалок, 1100 электровибраторов, 5750 электромоторов. К трассе Канала было подведено свыше 600 км железных дорог, по которым можно было увезти почти 50 тыс. тонн груза.

23 марта 1937 года было принято решение «остановить Волгу», то есть приступить к наполнению Московского моря и самого Канала. К 17 апреля 1937 года вода наполнила все 128 км Канала Москва-Волга. Работы, начатые в конце 1932 года, были выполнены за 4 года и 8 месяцев. 2 мая 1937 года флотилия специально построенных для плавания по Каналу теплоходов впервые прошла по шлюзам с верхней Волги в Северный речной порт и остановилась у Химкинского речного вокзала. 15 июля 1937 года Канал был торжественно открыт для движения пассажирских и грузовых судов.

За неполных пять лет было построено более 200 гидротехнических сооружений: 109 км судоходных каналов, 11 судоходных шлюзов, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, 3 железобетонные плотины, 8 земляных дамб, 19 мостов и путепроводов, 2 транспортных тоннеля, 8 аварийных и заградительных ворот, 1 водопроводная станция с каналами, 406 км линий электропередач и другие объекты и сооружения.