Беседа с Марушкиной Юлией Александровной

Марушкина Юлия Александровна – учитель начальных классов гимназии №3

В 2004 г. окончила Московский государственный областной педагогический институт. Получила квалификацию учителя начальных классов, преподавателя дошкольной педагогики и психологии по специальности «Педагогика и методика начального образования». После окончания института пришла работать в Дубну, в  гимназию №3,  в которой училась сама.  Поначалу работала педагогом-организатором, затем учителем начальных классов.

Юлия Александровна, почему Вы  решили стать педагогом, что  привлекло Вас в этой профессии?

Стать учителем, я мечтала с самого детства. У меня была замечательная учительница Некрасова Татьяна Владимировна. Она настолько любила свою работу, что я, будучи,  маленькой девочкой, прониклась этой любовью и тоже полюбила эту профессию. Захотелось стать такой, как  она, также учить детей, быть им нужной, быть им добрым другом. Так что моя мечта сбылась, я стала педагогом начальных классов. Люблю детей, и они отвечают мне взаимностью, я это вижу и ощущаю каждый день.  Даже по окончании уроков никто не спешит убежать домой. Ко мне в кабинет часто  приходят мои выпускники, которые уже учатся в старших классах. У нас сохранились тёплые дружеские отношения, и я всегда рада их видеть.

Учиться в институте мне было несложно, напротив, даже интересно. Вообще когда горишь желанием стать педагогом, и осуществляется твоя мечта и учиться не трудно. Хотя, ещё, будучи студенткой третьего курса, я вышла замуж, потом родилась дочка. Училась я на дневном отделении, поэтому какое-то время растить дочку  пришлось мужу, бабушкам и дедушкам. Я им за это очень благодарна. Сейчас  она учится в 11 классе в нашей гимназии и тоже хочет стать учителем. Сын учится в шестом классе, с выбором пока ещё не определился.

Расскажите, по какой программе Вы обучаете детей и что считаете сложным в своей работе?

Сложное - это найти общий язык и взаимопонимание с родителями моих учеников. Но это, как правило, бывает только на первом этапе знакомства, позднее мы уже хорошо понимаем друг друга, и проблема уходит сама собой. Я часто собираю родительские собрания, бывает порой даже внеплановые, если возникает такая необходимость. На собраниях  советую родителям, как  и чему надо учить детей, чтобы они легче и быстрее освоили школьную программу. Как правило, это даёт  положительный результат. Я понимаю, что  не все родители хорошо знакомы со школьными программами, по которым сейчас обучаются дети. Все они учились в то время, когда такого количества программ не было. Так что им тоже приходится осваивать новую программу и другие нововведения в школьной жизни. Но, как говорится, было бы желание, всё остальное приложится.

В моём классе 30 учеников. Я учу  ребят по программе «Школа России». Надо сказать, эта программа  достаточно быстро осваивается учениками и, как правило, не вызывает у них серьёзных затруднений. Она доступна для  учащихся любого уровня подготовки, конечно,  с учётом  индивидуальных возможностей каждого. Сейчас ребята в школе проводят достаточно много времени. Сначала идут уроки, потом приходит обеденное время, кто-то обедает в школе, кто-то бежит на обед домой и потом возвращается  обратно. Далее начинаются внеурочные занятия, их обязаны посещать все ребята. Внеурочные занятия имеют несколько направлений: спортивное направление, эстетическое и общего развития. Так что каждый может выбрать себе занятие по  своему интересу и по своим возможностям. Кто-то  убегает на спортивные секции, кто-то идёт на хор, кто-то   в музыкальную или художественную школы. Все  эти направления, несомненно, способствуют гармоничному развитию ребёнка. Кроме того мы вместе ежедневно выходим на прогулку, где  ребята имеют возможность  вдоволь побегать и порезвиться. Такой вид отдыха  им тоже очень необходим.

Ваш рабочий день загружен достаточно плотно. Как Вы расслабляетесь после трудового дня?

Когда  мои ученики уходят домой, я ещё остаюсь в школе, что-то конспектирую, составляю план работы на следующий день. Дома я  уже мама и жена, здесь на меня возлагаются другие заботы. Каждый день я встаю  очень рано. Надо проверить тетради, что-то  подготовить для нового  рабочего  дня. Я считаю это нормально. В тишине по утрам быстрее и лучше думается, КПД значительно выше, к тому же никто и ничто не отвлекает. Это тоже важно и необходимо.  Работы много, но мы находим возможность и время отдыхать семьёй. Гуляем по паркам, бываем в театрах. Словом приобщаем своих детей к культуре, и сами  от неё не отрываемся.

Что бы Вы могли посоветовать родителям, чьи дети только собираются  пойти в первый класс?

Прежде всего, спокойствия. Не отдавайте детей в школу рано, не лишайте их детства. Школа - это труд практически с первых дней обучения. Не каждый ребёнок в силу своих индивидуальных особенностей, к этому бывает готов. И даже если до семи лет ему не хватает каких-нибудь месяцев, именно эти месяцы  могут быть решающими и  очень ему необходимы, чтобы окрепнуть и всецело воспринимать школьную программу в нужном объёме. Не стоит создавать детям стрессовых ситуаций, если есть возможность, лучше оставить их ещё год в детском саду и отправить в школу уже более зрелыми. Им потом будет легче и проще  осваивать школьную программу,  тем самым  у родителей тоже будет меньше проблем и огорчений. Также не стоит насильно до школы учить детей писать и читать. Этим более грамотно займутся в школе учителя.  На практике мы часто сталкиваемся с тем, что детей приходится переучивать, а это  всегда сложнее, чем просто заново научить их письму и чтению. К тому же детям, которые уже умеют читать и писать,  как правило, на уроках бывает неинтересно и потому сложно их высиживать. Они отвлекаются сами и отвлекают других детей. В первый класс приходят совсем ещё маленькие дети, нередко первое время они на уроках сидят с любимыми игрушками. И хотя, уроки в первых классах длятся  всего 35 минут, даже это время спокойно высидеть может далеко не каждый ребёнок. Современный учебный процесс изначально даёт большую нагрузку, и детям, зачастую, бывает сложно запомнить весь необходимый объём информации. Из-за этого у них могут  быть стрессы,  могут появиться ненужные  комплексы, от которых потом трудно избавиться.

Всем учителям всегда хочется, чтобы их окружали понимающие дети, которые умеют слушать и слышать. То же самое относится и к их родителям. Важно, чтобы родители всегда были на одной волне с учителем, слышали его, чаще советовались, если что-то не понимают в учебном процессе. Я всегда открыта для такого рода помощи и диалога. Необходимо помнить, что воспитание ребёнка идёт из семьи, учитель только советует и направляет. Так что решать  все проблемы  родителям  лучше совместно с учителем. Порой бывает, что учителя знают о  своих учениках больше, чем родители о собственных детях. Поэтому доверительный тандем родитель - учитель самое лучшее решение многих вопросов и не только школьных.